КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров


Читать

Библиографическое описание: Концепции современного естествознания : учебник для бакалав- К64 ров/подред.В.Н. Лавриненко. — 5-еизд., перераб. идоп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 462с. — Серия:Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-2368-1

Аннотация: Настоящее,пятоеизданиеучебника,призваноспособствовать фор- мированиюу студентов вузов,преждевсего бакалавриата, современной естественно-научной картины мира, синтезировать в единое целое есте­ственно-научную и гуманитарную культуры.Внемучитываются новей- шиедостижениясовременного естествознания.Показаны зарождение, формированиеи развитиеегоосновныхидей итеорий, раскрывается их содержание и основные методологические принципы их обоснования. Учебник призваноказывать существеннуюпомощь студентам в глубо­ком итворческом усвоенииданной дисциплины. Соответствует Феде­ральному государственномуобразовательному стандарту высшего про- фессиональногообразования третьегопоколения.

Для студентов экономических и гуманитарных направлений выс­ших учебных заведений

Содержание:

Показать »

 От авторов  8
 Введение 9
 Глава1. Естественныенаукикаксоставнаячасть духовной культуры общества 15
 1.1. Понятие науки. Классификация наук 15
 1.2. Предмет и цели естествознания 19
 1.3. «Концепции современного естествознания» как учебный курс 21
 1.4. История естествознания как борьба концепций 22
 1.5. Естественно-научное знание как система,его специфика 26
 1.6. Естествознание в духовной культуре общества: соотношение науки, философии, религии, морали 30
 1.6.1. Единствои взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур 30
 1.6.2. Естествознание и философия 32
 1.6.3. Естествознание и религия 41
 1.6.4. Естествознание и мораль 48
 Вопросы и задания для самоконтроля 61
 Глава2. Развитие естествознания в условиях техногенной цивилизации 62
 2.1. Натурфилософия как теоретический способ истолкования природы 62
 2.2. Научная революция XVI—XVП веков и становление современного естествознания 69
 2.3. Классический период развития естествознания. Классическая наука и ее особенности 77
 2.3.1. Развитие естествознания в классический период 77
 2.3.2. Особенности классического естествознания. Классический идеал научности 79
 2.4. Новейшая революцияв физике в XIX —начале ХХ века 82
 2.5. Неклассическая наука и ее особенности 84
 2.5.1. Становление неклассического естествознания и его развитие 84
 2.5.2. Особенности неклассической науки 86
 2.6. Постнеклассическая наука 90
 2.6.1. Синергетика как междисциплинарное исследование сложных саморазвивающихся систем 91
 2.6.2. Виртуалистика 98
 Вопросы и задания для самоконтроля 102
 Глава 3. Структура, методы и формынаучного знания. Современные критерии научности 104
 3.1. Понятие метода и методологии 104
 3.2. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования и научного знания 106
 3.3. Основные характеристики научных методов. Их классификация 108
 3.4. Методы научного познанияна эмпирическом уровне 110
 3.4.1. Методы получения научной информации об объекте исследования: наблюдение, измерение, эксперимент 110
 3.4.2. Методы обработки исходной информации об объекте исследования 116
 3.5. Формы представления знания на эмпирическом уровне 118
 3.6. Методы теоретического исследования 121
 3.7. Формы теоретического знания 128
 3.7.1. Гипотеза 128
 3.7.2. Научные теории, их типы 130
 3.7.3. Структура научной теории 133
 3.8. Научная картинамира как компонент структуры научного знания 136
 3.9. Критерии научности знания 139
 3.9.1. Логические критерии научности знания: непротиворечивость и полнота 140
 3.9.2. Эмпирические критерии научности: верификацияи фальсификация 141
 3.9.3. Дополнительные критерии научности 143
 3.9.4. Соответствие научных знаний критериям научности 146
 Вопросы и задания для самоконтроля 147
 Глава 4. Основные модели развития науки и ее закономерности 149
 4.1. Кумулятивная модель развития научного знания 149
 4.2. Некумулятивные концепции развития науки 152
 4.2.1. Концепция истории науки А. Койре 153
 4.2.2. Концепция развития науки Т. Куна  154
 4.2.3. Методология научно-исследовательских программ 157
 4.3. Революции в естествознании 160
 4.3.1. Понятие научной революции.Типы научных революций 160
 4.3.2. Научная революция как переход к новой картине мира 163
 4.3.3. Научные революции как переход к новым теориям, новым методами новым мирам 176
 Вопросы и задания для самоконтроля 178
 Глава5. Естествознание и математика 180
 5.1. Математика как наука, ее становление и развитие. Изменение предмета математики в процессе ее исторического развития 180
 5.1.1. Математика — универсальная наука 181
 5.2. Объективные предпосылки математизации естественно-научного знания 185
 5.3. Роль математикив развитииестественных наук 186
 Вопросы и задания для самоконтроля 196
 Глава6. Современныефизическиеи космологические концепции 197
 6.1. Физика как фундамент естествознания 197
 6.2. Макромир: концепции классической физики. Механика, оптика, электродинамика 198
 6.3. 205
6.3.1. Квантово-механическаяконцепция описаниямикромира 205
 6.3.2. Волновая генетика 214
 6.4. Атомистическая концепция строения материи 221
 6.4.1. Моделиатома Дж.Томсона, Э. Резерфорда, Н. Бора 222
 6.4.2. Элементарные частицы и кварковая модель атома 225
 6.5. Физический вакуум  230
 6.6. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции 238
 6.6.1. Современные космологические модели Вселенной 239
 6.6.2. Проблема происхождения и эволюции Вселенной 243
 6.6.3. Структура Вселенной 245
 Вопросы и задания для самоконтроля 251
 Глава 7 Естественно-научные концепции пространства и времени 253
 7.1. Физические концепции пространства и времени 253
 7.1.1. Пространство и времяв классической физике 255
 7.1.2. Специальная теория относительности 259
 7.1.3. Пространство и времяв общей теории относительности 266
 7.1.4. Геометрия и физика в общей теории относительности 268
 7.1.5. Причинная концепция времени Н. Козырева 272
 7.2. Биологическое пространство и время 276
 7.2.1. Концепция биологического времени и пространства В. И. Вернадского 276
 7.2.2. Понятие биологического времени в хронобиологии 281
 7.3. Свойства пространстваи времени 286
 7.3.1. Свойства пространства 286
 7.3.2. Свойства времени 287
 Вопросы и задания для самоконтроля 289
 Глава 8.Химическаянаукаоб особенностях атомно-молекулярногоуровняорганизации материи 291
 8.1. Предмет химической науки 291
 8.2. Концепции познания в химии 292
 8.3. Учение о составе вещества 296
 8.4. Проблема производства новых материалов 298
 8.5. Уровень структурной химии 299
 8.6. Учение о химических процессах 303
 8.7. Эволюционная химия 304
 Вопросы и задания для самоконтроля 309
 Глава 9. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики 309
 9.1. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития 310
 9.2. Сущность живого, его основные признаки 314
 9.3. Происхождение жизни 319
 9.4. Структурные уровни живого 323
 9.5. Клеткакак «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой 325
 9.6. Гены его свойства. Генетика и практика 328
 9.7. Современная теория биологической эволюции 335
 9.7.1. Традиционная биология 335
 9.7.2. Классическая теория биологической эволюции 336
 9.7.3. Синтетическая теория биологической эволюции 339
 9.7.4. Биоэтика 343
 Вопросы и задания для самоконтроля 349
 Глава 10. Человек как предмет естественно-научного познания 351
 10.1. Человек — дитя Земли 352
 10.2. Проблема антропогенеза 357
 10.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 364
 10.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека 369
 10.5. Социобиология о природе человека 376
 10.6. Социально-этические проблемы генной инженерии человека 379
 10.7. Бессознательное и сознательное в человеке 383
 10.8. Человек: индивиды личность 388
 10.9. Экология и здоровье человека 392
 10.10 Актуальные проблемы охраны здоровья человека в России 398
 Вопросы и задания для самоконтроля 409
 Заключение  410
 Тесты  415
 Ответы к тестам  430
 Краткий словарьосновных понятийи терминов  431
 Указатель имен  452
 Список литературы  456